К 131-й годовщине со дня рождения Зеева Жаботинского
... И будет там вся быль моих шатаний:
все родины, все восемь языков,
и шум знамен, и шорох женских тканей,
и гром с трибун, и гам от кабаков:
мой псевдоним и жизнь моя - Качели...
Так, в пяти строчках, просто и полно описал свою жизнь Альталена (качели – ит.) – Владимир (Зеев) Жаботинский.
Он родился 18 октября 1880г. в Одессе.
После этой строки я собирался продолжить излагать биографию Владимира Жаботинского, но вдруг понял, что она уже написана и переписана сотни раз и каждый может ее прочитать. Куда важнее след, оставленный в душах людей всей жизнью и деятельностью Зеева Жаботинского.
Мое знакомство с Альталеной началось случайно. Как-то в букинистическом магазине я наткнулся на томик стихов Бялика и из праздного любопытства открыл страницу и прочитал:
Но боюсь до крика, до безумной боли -
Жизни без надежды, без огня и доли,
Жизни без надежды, затхлой, топкой, грязной,
Мертвенно-свинцовой, жалко-безобразной -
Жизни пса, что рвется на цепи, голодный, -
О, проклятье жизни, жизни безысходной!
Озари же дух мой, опаленный срамом
Блуда по чужбинам и по чуждым храмам;
... и обалдел!
Да, подумал я тогда, талантливый поэт Хаим Нахман Бялик, но какой перевод! А внизу стихотворения было коротко написано – перевод В. Жаботинского. Именно с этого момента и благодаря Жаботинскому я стал поклонником творчества Бялика, но еще больше меня заинтересовала судьба переводчика стихов великого поэта.
Читая произведения самого Жаботинского, - статьи, фельетоны, стихи, повести и романы, его письма и выступления – понимаешь, какой это талант. Так и хочется сказать: Глыба – не человек.
В Жаботинском сочетались многие качества. Он был непримирим к своим оппонентам в вопросах стратегии и тактики создания государства Израиль, став одним из выдающихся лидеров сионизма, основателем и идеологом его ревизионистского направления. В его сионистской деятельности проявлялись характер и железная воля, но в тоже время он, по словам соратников, был последним романтиком в сионизме. Политик с душой поэта.
Политические идеи Зеева Жаботинского актуальны и сегодня, многие из них востребованы и осуществляются в наши дни. Его литературные произведения переиздаются и читаются.
...Мой псевдоним и жизнь моя - Качели...
Точнее не скажешь.
О.Белицкий
Фото из Википедии-свободной энциклопедии
{textmore}