И кто попадает на эту удочку.
Честно говоря, я не собирался писать на эту тему. Мне казалось, что нет необходимости повторять прописные истины. Ошибся. Подтверждением моей ошибки стало обсуждение в форуме мобильной связи с выразительным названием «Бейтарим». Национально ориентированные кадры, что следует хотя бы из названия их группы, обсуждали текущие события. И вот, в пылу дискуссии, прозвучал вопрос: «Вы же знаете, кто создал ХАМАС?» И тут же следует ответ: «ШАБАК в противовес ФАТХ». Никаких иных версий так и не прозвучало. Поэтому могло создаться впечатление, что это и есть истиной.
Вот такая печальная история. Почему печальная? Ну, в беседах красногвардейцев или прекраснодушных это было бы комично. Но у «Бейтарим»… Печально, ибо обидные слова говорить не хочется. Хороши бейтаровцы, повторяющие штампы вражеской пропаганды. Ладно, давайте спишем это на банальное невежество и рассмотрим, как же на самом деле развивалась эта история.
Начало 1980-х. После договора в Кэмп Дэвиде и израильского отступления с Синая, появляется огромная сухопутная граница между Израилем и Египтом. Граница охраняется лишь обычными секретами и патрулями, став, по сути, прозрачной. Прозрачная граница – рай для контрабандистов. И не только. В Израиль и территорию за «зелёной линией» (в первую очередь – Сектор Газа) начинают проникать агенты «мусульманского братства».
Сначала это были в основном бедуины. Что понятно, ведь после подписания мирного договора и перехода Синая Египту многие бедуинские племена (например, племя Тарабин) оказались разделены государственной границей. Конечно, для самих бедуинов подобное деление имело чисто рекомендательный характер. Они даже выиграли от подобного деления, гоняя дешёвый египетский товар в Израиль. Возили они не только товары народного потребления, но и наркотики, проституток, а за умеренную плату – и агентов «мусульманского братства».
Конечно, ШАБАК стало известно о прибытии вражеских эмиссаров. Можно было бы их отработать по известной схеме: аресты эмиссаров, обезвреживание местных ячеек, показательные суды над главарями. В таком случае «Общество мусульманского благоденствия» стало бы ещё одной маргинальной группировкой, наподобие «Исламского джихада», и работали бы с ними по всем правилам борьбы с террором. Методами, аналогичными египетским военно-полевым судам того времени. Но неожиданно в чьей-то светлой голове родилась «гениальная» идея: а почему бы нам не использовать это «братство» в прикладных целях. Сейчас уже трудно сказать, в чью конкретно голову пришла эта великая идея. Мне кажется, это был кто-то из героев документального фильма «Привратники» (שומרי הסף). Вот только эти люди, рассказывая о своих подвигах, данный эпизод старательно обходили. Ну и ладно, тем более что одного из них уже нет в живых.
Что же надумали эти гении политического сыска? Они обратили внимание на то, что «братья-мусульмане» в Египте ведут активную гуманитарную деятельность, создавая школы, больницы и т.д. В это же время в Иудее, Самарии и Секторе Газа арабское население, запуганное бандитами ФАТХ, боялось принимать помощь от израильтян. ООП, в пользу которой Иордания отказалась от Иудеи и Самарии, социальными вопросами занималась мало. Лишь сущие копейки (из выделяемых средств) поступало на гуманитарные нужды. Остальное шло на пропаганду и финансирование террора, а большая часть попросту разворовывалась. В такой ситуации «Общество мусульманского благоденствия», или ХАМАС, представлялось более перспективным контрагентом. И это было действительно так. На пожертвования, собранные подставными фондами «мусульманского братства», стали создаваться мечети, религиозные школы и медпункты. Популярность ХАМАС росла как на дрожжах. Это облегчало вербовку, а со временем и просто подготовку в школах, боевиков, искренне ненавидящих Израиль и готовых сражаться за окончательное освобождение Палестины от «сионистской скверны». В ШАБАК поняли, что эксперимент не удался, и с большим опозданием начали борьбу с ХАМАС. Была ликвидирована часть командиров, за решёткой оказался сам шейх Ахмад Ясин. Только было поздно. ХАМАС стал сильной разветвлённой организацией. Более того. Это придало серьёзный импульс исламистам внутри «зелёной линии». А ФАТХ почувствовал себя обиженным.
Арафат обиделся на иностранных спонсоров террора, для которых ХАМАС стал казаться более надёжным адресом. Здесь деньги не разворуют, как в ФАТХ, большая часть средств пойдёт именно на убийство евреев. Тогда агитаторы ФАТХ запускают «дезу»: «ХАМАС – это проект, созданный ШАБАК, чтобы обидеть истинных борцов – Арафата и его банду». Арабы им не верят. Однако находятся те, кто охотно в это верят. Не удивляйтесь, но это израильтяне, горячие сторонники Арафата. Они и начинают раздувать эту фантасмагорию «ШАБАК создал ХАМАС». Бред, но многократно повторенный бред становится фактом.
Фактом для израильтян, арабы, как сказано выше, в это не верят. Тогда Арафат решает показать, кто здесь главный. Нет, воевать с ХАМАС он не собирается, он не самоубийца. Арафат начинает арабское национальное восстание, вошедшее в историю как «Первая интифада». Бойцы ХАМАС плечом к плечу воюют рядом с бойцами ФАТХ. Арафат торжествует – он вновь единственный палестинский лидер. Правда, для него это стало пирровой победой. После первого шока и смены министра обороны Ицхака Рабина на Моше Аренса интифада идёт на спад. А после того, как Арафат поддержал оккупацию Кувейта Саддамом Хусейном, «бедный Ясир» становится не только политическим, но и финансовым банкротом. От него отворачиваются спонсоры. Европа и США не простили ему поддержки Саддама, а исламисты предпочитают финансировать ХАМАС. ХАМАС становится доминирующей силой «освобождения Палестины». Арафат в окружении своего «боевого гарема» под названием «Отряд 17» сидит в Тунисе. Товарищи по оружию как могут, успокаивают своего вождя и кормят рыбкой, словленной в Средиземном море.
Там бы и загнулся Арафат, но его спасли израильтяне. В чью-то голову пришла новая «гениальная» мысль: стравить ФАТХ и ХАМАС. Её сформулировал Рабин: «Арафат будет бороться с ХАМАС без БАГАЦ и Бецелем», т.е. без суда и правозащитников. После «исторического рукопожатия» на лужайке Белого Дома ХАМАС объявляет, что… ФАТХ создали израильтяне, чтобы погубить «Общество мусульманского благоденствия».
Дальше история повторяется. Опять ФАТХ и ХАМАС соревновались за благосклонность спонсоров террора. Вновь козырем в этой борьбе стала не война друг с другом, а убийства израильтян. Пересказывать всё не стану, 90-е годы прошлого века были не так давно.
Не спорю, агенты ШАБАК, не меньше агентов ОГПУ, баловались созданием фантомных организаций. Израильская «Операция Трест» называлась ЭЯЛ под руководством агента ШАБАК Авишая Равива. Чем закончилась эта авантюра нам тоже известно, но это тема для отдельной статьи. Важно другое.
Никакого ХАМАС израильтяне не создавали. Есть большая разница между откровенной глупостью руководства ШАБАК и созданием исламской террористической организации. А повторять бредни вражеской пропаганды не пристало. И уж точно не пристало тому, кто называет себя бейтаровцем.
Ростислав Гольцман