Даже если память ваша избирательна.
Легче вспомнить брошенную в полемическом задоре фразу типа «мочить в сортирах», и при этом упорно не верить в многократно повторенные и даже записанные рассуждения о путях мирного урегулирования, которое связано с территориальным компромиссом.
Я готов согласиться, что иногда написанные документы становятся неожиданностью для их «авторов». Такое, говорят, случалось с Ицхаком Рабиным. Рабин, в отличие от своего армейского друга Рехавама Зеэви, редко проводил время за чтением. Но если без чтения художественной литературы политик ещё обойтись может, то читать официальные документы и, главное, понимать прочитанное, обязан. А так было не всегда.
По свидетельству главы предвыборного штаба Аводы по работе с новыми репатриантами Романа Бронфмана, Рабин был немало удивлён, когда от него потребовали выполнить его предвыборные обещания. Премьер прочитал предъявленные ему документы и абсолютно искренне удивился: «Это точно мы обещали?» Ну да ладно, разве только самые наивные верят предвыборным обещаниям. Между тем, случались вещи и серьёзней. Например, уже после подписаний «Соглашений Осло» Рабин неожиданно для себя открыл обязательство обеспечить «территориальную непрерывность будущего Палестинского государства». Он пытался отмахнуться от этого, как от ночного кошмара, ведь понятно, что «территориальная непрерывность» от Дженина до Газы будет означать создание Палестинского государства на месте и вместо государства Израиль. Но «кошмар» не исчезал и новому премьеру, Бараку, приходилось искать какие-то «перпендикулярные решения», вроде создания «экстерриториального шоссе» из Хевронского нагорья в Сектор Газа. В такие моменты поверишь: прав был Менахем Бегин когда говорил, что из политики надо уходить в 70 лет, а то мозги уже начинают по-другому работать.
Между тем и Нетаньяху, и Либерману ещё далеко до «критического» возраста и к их высказываниям следует относиться серьёзно. Ещё в конце 2013 года Нетаньяху опубликовал статью в «Нью-Йорк Таймс», в которой заявил о своей готовности к решительным действиям. Основой этих действий должны были стать принципы урегулирования, закреплённые в параграфах и демаркированных картах так называемого «документа Арикат-Ливни». Либерман, в ранге главы МИД, ещё в 2014 году проводил консультации в различных европейских столицах по поводу его варианта израильско-арабского урегулирования. В его варианте урегулирования линия прекращения огня 1949 года (она же «границы 1967 года») бралась за основу территориального размежевания. От этой линии предусматривались нарезки еврейских поселенческих блоков за «зелёной линией» и передача под власть ПА арабских населённых пунктов в границах Израиля. Вот такой обмен территориями. Условно вариант Либермана можно считать новым толкованием Саудовской мирной инициативы.
Поэтому я не могу принять упрёки в том, что с получением должности министра обороны Либерман изменил свои взгляды. Это не так. Даже если вы не читали моих статей, не знали о зарубежных вояжах Либермана, не слышали его речи с трибуны Генеральной ассамблеи ООН, а также не придали значения фразе о «границе по шоссе № 6», вы не могли не видеть развешанных по всей стране баннеров с надписью: «Отделиться от Ум Аль Фахма!» Разговоры о том, что не все понимают иврит, также не убеждают, ведь для удобства электората были вывешены те же баннеры с русским текстом, указанным выше. А что же такое «Отделиться от Ум Аль Фахма!» если не передача под власть ПА территорий внутри «зелёной линии»? Так что давайте не будем прикидываться наивными незнайками. Либерман вас ни одним словом не обманул.
Почему эти идеи, стараниями Ариката и Ливни уже оформленные в полноценный документ, до сих пор не были реализованы хотя бы в декларации о намерениях, за которую так ратовал Джон Керри? Всему виной капризы Махмуда Аббаса, которым потакала администрация США. Ну как вам понравится заявление самозваного «президента» о том, что с Нетаньяху он ничего подписывать не будет. И вместо того, чтобы осадить наглеца, американцы бросились исполнять его требование. Сначала на досрочных выборах пытались сменить Нетаньяху. Когда это не получилось, стали с ним договариваться. Например, предложили ему добровольно уйти в отставку, чтобы возглавить один из американских университетов. Будто беседуют не с премьер-министром независимого государства, а с каким-то своим сенатором-демократом или губернатором штата! Между тем, с приходом в правительство Либермана многие считают, что мирному процессу может быть придан новый импульс. На капризы Аббаса попросту не осталось ни сил, не времени – через несколько месяцев завершается каденция Обамы.
Так что ответить на все придирки правых к Либерману можно легко фразой Бени Бегина: «Есть умеренные правые, есть ультраправые, а есть просто дураки». Ведь только дурак не мог услышать того, о чём Либерман говорит давно и откровенно.
Кстати, об обещании уничтожить Исмаила Ханию в течение 48 часов с момента вступления в должность министра обороны. Либерман уже сказал, что «пережил операцию по удлинению фитиля». То есть он теперь не такой взрывной. Хотя в переводе многое теряется. Ведь в русском языке выражение «вставить фитиль» несёт несколько иное, не столь благозвучное значение.
Ростислав Гольцман