По поводу заметки Александра Иличевского «Литература и заклинание духов».
Я всегда любил книги Аркадия Гайдара, чем удивлял своих знакомых. Гайдар им представлялся каким-то железобетонным дядей. Прекрасного писателя постигла участь всех тех, кого включили в школьную программу. Поэтому я с неподдельным интересом стал читать заметку Иличевского.
Иличевский называет Гайдара одним из самых загадочных писателей. Далее приводит примеры этой загадочности. Цитирую: «У Гайдара множество загадок. Какие-то красные командиры приезжают в гости к матерям детских героев, чтобы увести их куда-то и обречь отца с непонимающим смиренным ребенком гулять до позднего вечера в полях. Или молодая мать тонет в Волге и отец-одиночка от горя переезжает в Москву, где женится на юной девице, которая вскоре начинает скучать и шастать от него в кино — с кавалерами; вынуждает мужа обворовать магазин текстиля, куда он назначен директором. Отца сажают, а в квартиру бессловесного сироты к молодой мачехе переезжает инструктор Осоавиахима». Я согласен, что загадочности у Гайдара достаточно (одна «Школа» чего стоит), но точно не в «Голубой чашке» и «Судьбе барабанщика».
Просто потому, что Гайдар писал честно. Максимально честно, насколько позволяло то время – 30-е годы ХХ века в СССР. Сталинское лихолетье. Гайдара отправляли в психушку, когда он начинал резать себе вены и орать, что власть в стране захватила «контра». Приняв на грудь «наркомовскую сотку», Гайдар мог позвонить лично секретарю ЦК ВКП (б) шефу спецслужб маршалу Николаю Ежову, обложить матом и требовать освобождения бывшей жены. Ежов, которого боялась вся страна, что-то мямлил, но в результате отпустил бывшую жену Гайдара. В книгах было сложнее, но люди того времени всё понимали. Красные командиры приехали и куда-то забрали маму? Сотрудники НКВД тоже носили не только милицейскую, но общевойсковую форму. Имеются в виду конвойные войска. Такие не одну маму увели. «Судьба барабанщика» – здесь вообще всё прозрачно. Отца арестовали, а прятался мальчик не от вожатого, и не от инспектора ОСАВИАХИМ. Ему уже 12 лет, он несёт полную уголовную ответственность, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Гайдар, а с ним и его герой понимает: власть в стране захватила «контра». Поэтому мальчик берёт в руки оружие и сам идёт бороться с несправедливостью. На НКВД надежды нет! Там тоже «контра»! Гады, отправившие в тюрьму самого лучшего человека – отца главного героя. Сновидение приходит только в конце книги. Мальчик жив. Рядом с его кроватью сидит отец. Всё опять пришло в норму. Правда? Сновидение? В начале 30-х действительно освободили многих строителей Беломорканала. Коснулось ли это мальчика и его отца? Трудно сказать. Гайдар – гуманист. Поэтому в конце книги он оставляет читателям лучик надежды.
Ростислав Гольцман
|