Результатом напряжённости на Ближнем Востоке стал рост цен на нефть.
Кому было на руку последнее повышение цен на нефть? Логично было бы предположить, что это было в пользу России и Саудовской Аравии, которые задолго до этого заключили договор, позволивший искусственно повысить цены на нефть. Сейчас нефть дорожает без всяких договоров. Однако парадоксальным образом бенефициаром стали США.
Напомню, что в настоящий момент США стали самым крупным производителем нефти. Это результат сланцевой революции. Сланцевая нефть качественнее, а главное, чище обычной нефти. Дело не только в результатах обработки, но и в том, что она элементарно безопасней. В случае аварии, подобной тому, что была на юге Израиля, приведшей к крупной утечке, в отличие от обычной нефти, бороться с последствиями разлива сланцевой нефти не придётся. Сланцевая нефть легко абсорбируется почвой. Единственная проблема, которую осталось решить американцам – это удешевление технологии производства. Производство сланцевой нефти дешевеет, но не теми темпами, которыми бы хотелось. В настоящий момент, цена барреля сланцевой нефти колеблется на уровне 68 долларов.
Последний скачок цен на нефть сделал американский товар привлекательным для покупателей. При цене на нефть более чем 78 долларов за баррель элементарно становится выгодней покупать американский товар. Со всеми издержками, она в любом случае как минимум на 10 долларов за баррель дешевле. А, как говорится, 10 долларов на дороге не валяются!
Конечно, окончательной победы сланцевой нефти над своим природным собратом придётся подождать. Хотя этот день не так уж далёк. По оценкам специалистов, это случится через три-четыре года. Но и нынешняя ситуация показательна.
Как это повлияет на положение Израиля? Конечно же, во многом, улучшение отношений между Израилем и США связано с личностью Дональда Трампа. При этом немалую роль в улучшении этих отношений сыграло отсутствие зависимости американской экономики от импортной нефти и, соответственно, арабского лобби. В обозримом будущем, через те самые три-четыре года и Европа начнёт масштабный переход на сланцевую нефть.
При сланцевой нефти, израильских технологиях и, немного, поставках израильского природного газа, отношение европейских государств к нашей стране также претерпит коренные изменения.
Ростислав Гольцман