Каким сообщениям из США можно верить.
В последние дни для наших СМИ будто пандемия закончилась. Понятно, что объявление обвинительного заключения премьер-министру – случай чрезвычайный, но не нужно всё сводить только к этому. В СМИ (хоть левых, хоть либеральных, хоть религиозных) царит один тренд: Нетаньяху настолько плохой, что это поняли даже американцы.
Основания для этого берутся любые. Самых ярких два. Первый: отказ компании «Хачисон-Израиль», являющейся дочерним предприятием китайской компании «Хачисон», в тендере на создание самой крупной опреснительной станции в кибуце Пальмахим «Сорек 2». Второй: требование неназванного источника в администрации Белого Дома о том, чтобы израильтяне не контролировали 30% Иудеи и Самарии.
Теперь по порядку. Первое. Относительно подряда на строительство «Сорек 2» – минуты не сомневаюсь. Потому что в бизнесе, а уж тем более, когда на кону миллиарды долларов, друзей нет. И дело тут не в Дональде Трампе. Когда президентом был Билл Клинтон, ситуация была такой же. Стоило в 90-х израильтянам выиграть тендер на создание самолёта-шпиона (на основе «Илюшина») для Китая, аналога АВАКС, американцы тут же вмешались. Под абсолютно благовидным предлогом: мы не хотим, чтобы в случае возможного конфликта, американские парни гибли от оружия, созданного израильтянами. Хорошо, предположим. Но в те же годы израильтяне выиграли тендер на модернизацию танков турецкой армии. Напоминаю: это 90-е годы прошлого века. Эрдоган ещё сидит в тюрьме. Отношение между Израилем и Турцией – всем на зависть, а турецкая армия – лучший пример эффективности работы НАТО. Но и тогда американцы заставили израильтян отказаться от честно выигранного тендера. Чтобы обезоружить турок? Нет. Они сами поспешили захватить этот подряд, наскоро создав некую «американо-израильскую» фирму. Как было сказано выше: в бизнесе друзей нет.
Второе. Неназванный источник в администрации Белого Дома, скорее всего, находится в… Иерусалиме. Не удивляйтесь. Прошли те времена, когда законопроект Геулы Коэн о распространении израильского суверенитета на плато Голан во всех трёх чтениях премьер-министр Менахем Бегин провёл в течение одного дня. Когда перед решающим голосованием ему сообщили, что президент США Рональд Рейган сказал, что такие вещи не решают быстро, Бегин в ответ написал короткую записку на идиш: זאר ער געזאגט. Американцы поддержали решение Израиля в Совете Безопасности ООН, хотя потом, в качестве мести, навсегда оставили в заключении израильского разведчика Джонатана Полларда. Это была месть не за Голаны, а за то, что израильтяне посмели ослушаться окрика из Вашингтона. Сегодня ситуация совершенно другая. Требование Трампа лишь одно: хватит болтать, делайте хоть что-нибудь!
Выдвинули ли американцы какие-то ограничения? Наверное, можно сказать и так. За Израилем они признали всю территорию Иудеи и Самарии до реки Иордан. Иордания, две трети населения которой составляют феллахи (тех, кого во всём мире называют «палестинцами»), остаётся единственным арабским государством в Палестине и это единственное ограничение закреплено в программе Республиканской партии США.
С этой программой Дональд Трамп стал президентом. Так что если появляются сообщения о каких-то «американских требованиях» в вопросе распространения израильского суверенитета на территории в Иудее и Самарии, то источник таких «требований» находится в Иерусалиме. Просто этому «источнику» проще объяснить свои уступки «американским давлением».
Зачем делаются такие уступки – непонятно. При этом американцы остаются верны своему слову и поддержат любую программу, которую предложат реализовать израильтяне.
Ростислав Гольцман