В последнее время наши российские и европейские партнёры активно бросают в лицо Израилю обвинение в подготовке аннексии.
Этим грешат не только мои коллеги, но и официальные лица. Подобную безграмотность можно отнести на счёт того, что на дипломатических должностях находятся политические назначенцы, не имеющие элементарных знаний.
Я не стану глумиться над своими зарубежными коллегами, ибо знаю значение слов. И не стану называть людей неграмотных людьми глупыми. Неграмотным можно всё объяснить и тогда они сами осознают свою ошибку.
Аннексия – это присоединение одной из воюющих сторон оккупированной территории другой стороны. Раз уж мы сегодня отмечаем 23-летие подписания договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной, то проще всего это продемонстрировать на примере Крыма. В заключённом договоре стороны декларировали отсутствие у них взаимных либо односторонних территориальных претензий.
Это было действительно так. Крым, в качестве одного из субъектов федерации либо части субъекта федерации, не упоминался в конституции РФ. С другой стороны, Крым юридически был (и остаётся) одной из территориальных частей Украины, что было указано в конституции этого государства. Поэтому перевод Крыма в состав РФ и Севастополя в качестве субъектов федерации, а затем частей субъектов федерации является аннексией. Безусловно, можно опять уйти в долгие споры о принадлежности тех или иных территорий тому или иному государству в исторической перспективе и это представляет неподдельный исторический интерес. В вопросе международных отношений важен юридический статус этих территорий на момент аннексии. На момент аннексии Крым был Украиной, и спорить здесь не о чем.
Что же можно сказать о территории Эрец Исраэль (Палестины). Основополагающим юридическим документом, на котором основываются решения ООН, является протокол Сан-Ремо от 1920 года. В частности, в этом протоколе указано, что территория еврейского государства в Эрец Исраэль (Палестине) является вся территория от Средиземного моря до Ирака (точная демаркация этой территории указана на карте в прикреплённых приложениях). Эти принципы обязано отстаивать руководство ООН в лице Совета Безопасности. Между тем, гаранты выполнения этого договора не всегда следовали духу и букве протокола Сан-Ремо, произвольно внося свои изменения.
В частности, на двух третях Эрец Исраэль (Палестины) было создано государство палестинских арабов Трансиордания (Заиорданье). В 1948 году Трансиордания, вместе с ещё пятью арабскими государствами, начала агрессию против Израиля.
В результате агрессии Трансиордания оккупировала территорию Иудеи и Самарии и часть столицы государства Израиль – города Иерусалим. Трансиордания (а затем её правопреемница королевство Иордания под руководством хашимитской династии) после оккупации последовательно нарушала нормы международного права: произвольно меняла сложившийся демографический баланс (изгонялись евреи, завозились граждане Иордании), начинала действие своих государственных институтов (военных, гражданских, финансовых и т.д.), препятствовала свободе вероисповедания (закрытие доступа к святым местам иудаизма) и т.п.
В 1967 году Израилю удалось освободить Иерусалим и отбросить войска оккупантов за реку Иордан (7 июня мы отметим очередной юбилей этой великой победы). При этом, несмотря на реваншистские поползновения агрессоров, израильтяне в 1995 году заключили мирный договор с королевством Иордания. В рамках этого договора, в частности, Израиль признал Заиорданье суверенной территорией королевства, а Иордания отказалась от претензий на ранее оккупированные территории Иудеи и Самарии и части Иерусалима. На переговорах в рамках Мадридского процесса, между представителями Израиля и палестино-иорданской делегации были выработаны принципы создания автономии палестинских арабов в рамках государства Израиль. Эти принципы легли в основу договора между Израилем и ООП (договор Осло).
Палестинское руководство (административный центр – Рамалла) саботирует договорённости в Осло и бравирует этим. Саботирует во всём: от сотрудничества в сфере безопасности до реализации принципа «два государства для двух народов». Если израильтяне говорят о необходимости арабской автономии в Палестине, Махмуд Аббас раз за разом повторяет о том, что нет никакого еврейского государства Израиль, а арабам нужно готовиться к новой войне для создания арабской Палестины от реки Иордан до Средиземного моря. При этом Израиль всё же старается реализовать достигнутые соглашения (ох уж эта еврейская привычка соблюдать подписанные договоры). Для этого, как и предусматривали принципы Мадридского процесса, на часть территорий в Иудее и Самарии будет распространена израильская юрисдикция, на другую часть территорий – юрисдикция ПА.
После этого разъяснения, я надеюсь, никому более не придёт в голову путать термины. Хотя, я не главный учитель в этом мире и многие продолжат нести ахинею. В таком случае, им просто придётся пойти учиться. Бравировать своей неграмотностью, по-моему, как-то некрасиво в наше просвещённое время.
P.S. Ещё раз повторю, что пример с Крымом взят только как наиболее близкий в настоящий момент. О каких-то предпочтениях здесь речи не идёт. Если в ООН Израиль поддержал позицию Украины по поводу Крыма, то это не значит, что Украина поддерживает Израиль.
После упомянутого выше голосования, Украина поддержала антиизраильскую резолюцию в Совете Безопасности ООН. Не успев в телефонном разговоре попросить помощи у премьер-министра Нетаньяху в борьбе с эпидемией, два дня назад президент Зеленский уже радостно щебетал в беседе с «послом государства Палестина». Не могу удержаться от цитаты: «Владимир Зеленский подтвердил готовность Украины оставаться ведущим поставщиком продовольственных товаров и аграрной продукции на палестинский рынок. Стороны с удовлетворением отметили успешное развитие сотрудничества в сфере образования, весомый вклад Украины в подготовку национальных кадров для Палестины». Это из сообщения пресс-службы президента Украины, процитированного агентством «Интерфакс-Украина».
Нет, Израиль не пошлёт официальную делегацию в Крым, не будет устраивать встреч с послами ЛНР/ДНР или отзывать своё голосование в ООН. Хотя в Москве этому были бы рады. Просто, как это смешно не звучит для наших зарубежных коллег, в Израиле нет политики двойных стандартов. Поэтому израильтяне не делают другим того, чего бы ни хотели, чтобы делали против них.
К президенту Украины претензий нет – он отстаивает интересы своей державы. Только потом не стоит удивляться и тому, что и у других держав есть свои интересы.
Ростислав Гольцман