В возрасте ста лет ушёл из жизни госсекретарь США в двух администрациях Рональда Рейгана с 1982 по 1989 год.
Как и его босс, внешнюю политику которого он проводил, Шульц прожил долгую жизнь. Будет даже точнее сказать, что хотел быть выразителем американских ценностей и этим легко объяснить его проекты и протесты.
Шульц считал Рейгана – лихого ковбоя на киноэкране, борца за права человека в жизни и делового хозяина Калифорнии – истинным представителем этих ценностей. Поэтому Шульц так поддерживал истинно американские шаги и слова президента (например, назвавшего СССР «империей зла») и протестовал против шагов и решений, которые могут только навредить США и всему свободному миру.
Такими шагами, на взгляд Шульца, была не просто поддержка моджахедов в Афганистане, а передача им высокоточного оружия. Отъявленный антисоветчик, он при этом задавал резонный вопрос: «Почему вы считаете, что это оружие может стрелять только в русских?» Как-то проснувшись утром, Шульц с ужасов узнал о вводе американских войск на Гренаду. Первый звонок госсекретарь сделал в Лондон, где тоже ничего не могли понять, хотя Гренада является членом Британского Содружества. Главное – Шульц был принципиальным противником любых сделок с режимом аятолл. Демократиям не стоит дружить с исламскими фанатиками, это ничем хорошим не закончится. Как в воду глядел. Очень скоро на весь мир громыхнуло дело «Иран – контрас» и отставной подполковник Оливер Норт стал «звездой экрана» всех ведущих телеканалов мира.
Причём именно жёсткая внешняя политика, которую вёл Шульц, и давала нужный результат. СССР пошёл на уступки и в вопросе сокращения ядерных вооружений, и в вопросе еврейской эмиграции. Да, Шульц был последовательным защитником интересов Израиля. Именно по его распоряжению, зачастую вопреки мнению Рейгана, представитель США в ООН раз за разом пользовался правом вето в Совете Безопасности ООН, в том числе, во время распространения израильского суверенитета на Голанское плато, Первой Ливанской войны и бомбардировки иракского ядерного реактора. Шульц говорил прямо: нет никакого «палестинского народа», а ООП – террористическая организация. На требование прибытия Арафата на конференцию в Мадриде он отреагировал просто: тогда не будет никакой конференции. В переговорах участвует иорданская делегация. Если король Хусейн бен Талал включил в неё жителей Иудеи и Самарии, он лишь признался в грубейшем нарушении норм международного права: изменении демографического баланса на оккупированных территориях (за что мы говорим отдельное спасибо его величеству). Но даже при этом никаких террористов на переговорах в Мадриде не будет!
Как же это не похоже на то, что происходит сейчас. Как из другой жизни.
Спасибо Вам за всё, господин госсекретарь. Покойтесь с миром, Джордж Шульц!
Ростислав Гольцман