Бывший премьер-министр и лидер ливанских суннитов Саад аль-Харири объявил об уходе из политики.
К этому же он призвал и своих однопартийцев. Саад аль-Харири считает бессмысленным участие в ближайших парламентских выборах. Это значит, что скоро мы станем свидетелями нового этапа политического кризиса в Ливане.
Было бы, мягко говоря, преувеличением сказать, что последние годы Ливан наслаждался тишиной и спокойствием. Хизбалла является фактором перманентной нестабильности. Что уж говорить, если в бой с террористами Хасана Насраллы стали вступать не только христианские милиции, но части ливанской армии. Ситуация только усугубилась с наступлением экономического кризиса, вызванного эпидемией COVID-19.
При этом Саад аль-Харири продолжал делать всё от него зависящее, чтобы уберечь страну от новой гражданской войны. Он возглавлял правительственную коалицию, в которую входили и министры от Хизбаллы. Хотя именно из-за действий Хизбаллы ливанские банки уже несколько лет отключены от мировой финансовой системы. Надо понимать, чего такое «соседство» стоило самому Сааду аль-Харири. Террористы Хизбаллы убили его отца, Рафика аль-Харири, борца за освобождение Ливана от сирийской оккупации. Сирийцы ушли из Ливана, но Хизбалла от этого не превратилась в легитимную политическую партию, а осталась вооружённой силой, которой руководят из Тегерана.
Время идёт и Саад аль-Харири пришёл к выводу: более не имеет смысла создавать коалицию с Хизбаллой, надеясь, что боевики Насраллы сознают себя ливанцами и начнут работать на благо Ливана. Хизбалла продолжает выполнять приказы Тегерана, отстаивая иранские, а не ливанские интересы. Поэтому Саад аль-Харири решился на шаг, который гарантирует паралич государственной власти.
Напомню, что по конституции Ливана возглавлять правительство страны может только суннит. Иными словами, отказ от участия в парламентских выборах Саада аль-Харири и его товарищей по партии блокирует возможность создания правительства.
Патриот Ливана Саад аль-Харири мог решиться на такой шаг лишь по одной причине: все политические инструменты для купирования государственного кризиса исчерпаны. Хизбалла больше не может считаться легитимной политической силой. Пришло время коренным образом решать назревшие вопросы.
Ростислав Гольцман