Чернобаевка как ещё одно подтверждение глупости ожидания приказа из штаба.
Израильтяне, в том числе и благодаря этому, раз за разом громили превосходящие силы арабских армий. Дело в том, что в израильской армии, как и в британской, оперативные решения принимает командир на поле боя. Армии арабских стран ждут приказа из штаба. Как когда-то советская, а теперь и российская армия.
Что делать, если от тебя требуют выполнения приказа, а это попросту невозможно? Докладывать именно то, чего от тебя ждут. Самые поразительные кинокадры времён Шестидневной войны: веселье на улицах Дамаска. Сирийцы празднуют взятие Хайфы. Примерно в то же время, когда израильтяне сбросили сирийцев с плато Голан и танковые колонны ЦАХАЛ двинулись вглубь сирийской территории.
Можно вспомнить и эпизоды противостояния на Голанах времён Войны Судного Дня. Из Генштаба ЦАХАЛ один за другим поступают приказы: не держаться за Кунейтру, эвакуировать кибуц Орталь и под покровом ночи перейти на следующую линию обороны. Но майор Цвика Фогель понимает, что в результате тяжёлых боёв сирийцы деморализованы. В такой ситуации нельзя отступать и создавать у противника иллюзию успеха. Вместо отхода, под покровом ночи оставшиеся танки Фогеля начинают активно маневрировать. Ведутся активные переговоры в радио-эфире. Сирийцы, окончательно запутавшиеся в происходящем, и будучи уверенными, что израильтяне получили подкрепление, просят у штаба разрешение на отход. Дамаск долго хранит молчание, а потом следует приказ: наступать любой ценой! И сирийские танки начинают движение по единственной, как им казалось, свободной дороге. Увидев такое, израильский генерал Авигдор Кахалани отдаёт свой приказ. Противореча всем правилам военной науки, оставшиеся танки выстраиваются в одну линию. Израильские танки открывают огонь по сирийской колонне. Передние сирийские танки загорелись как спички. Задние танки даже не пришлось подбивать. Сирийские танкисты, пытаясь в панике развернуться, не справляются с этим манёвром, и сами запирают в ловушку тех, кто ехал перед ними. Экипажи бросают боевые машины и спасаются бегством. На плечах отступающей почти полумиллионной сирийской армии, израильские части начинают развивать наступление на Дамаск. Израильтян удалось остановить только американцам. Из Вашингтона поступило предупреждение: в случае штурма Дамаска, СССР заявил о готовности применить ядерное оружие.
Этой же неэффективной системой управления войсками объясняются и неудачи Красной Армии в начале войны с Германией. В июне 1941 немцы молниеносно врываются в Белоруссию и, оставив в тылу отчаянно сопротивляющуюся Брестскую крепость, двигаются на Минск. Понятно, что следует перестроить войска и перейти к обороне.
Красные командиры вскрывают пакеты с оперативными и планами и… обнаруживают там распоряжение о переходе в наступление. Приказ: в течение суток взять Люблин! Командование округа пытается связаться с Генштабом. Когда наконец-то связь налажена, из Москвы доносится гневный окрик: что вам не ясно? Именно так! Перейти в контрнаступление и взять Люблин. И Варшаву. И Краков. Части Красной Армии предпринимают заранее обречённую попытку контрнаступления. Безуспешно. Красноармейцы попадают в окружение, а немцы спокойно входят в Минск.
Даже имея такой опыт, даже уже находясь в глубине своей территории, тактика ведения боя не меняется. Новая попытка контрнаступления. Приказ: взять Ржев. Сходу отбить город не удалось. Немцы успели укрепиться. Вырыты глубокие траншеи, в землю врыты танки. На врытые танки, не считаясь с потерями, гонят всё новые и новые части Красной Армии. Так это описывает поэт Александр Твардовский.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Так в стихотворении Твардовского «Я убит подо Ржевом» невероятно точно описывается весь ужас ситуации. Понятно, что тактика лобовой атаки ошибочна и ведёт только к новым и новым потерям. При этом людей продолжают гнать на убой. И то сказать, когда в России считались с количеством потерь?
Это мне сразу вспомнилось, когда стали поступать сообщения об атаках армии РФ на аэродром в Чернобаевке. Уже после того как агрессоры в первый раз получили отпор, стало ясно: это ловушка. Части РФ входят в аэропорт и попадают под огонь украинских войск. Огонь корректируется с беспилотников, так что уцелеть шансов нет. Но армия РФ раз за разом возвращается на аэродром в Чернобаевке, чтобы вновь и вновь нести тяжёлые потери. Казалось бы, невозможно продолжать бой, понимая, что избранная тактика ошибочка. Но не в случае с армией РФ. Там всё понимают (ну не слепые же они?), но надо выполнить приказ из Москвы. И солдат снова гонят на верную смерть.
С такой тактикой ведения боя РФ рискует повторить «успехи» наших арабских соседей. Понятно, что с потерями в РФ не принято считаться (это многовековая традиция), но всё же такими темпами они могут быстро исчерпать мобилизационный резерв. После таких потерь РФ может получить второй фронт. Скажем, японский (мирный договор между Токио и Москвой до сих пор не заключён). Потом третий. И четвёртый.
Можно, как когда-то арабы, рапортовать о победах и докладывать о взятии всё новых и новых украинских городов. Вот только на дворе не 60-е годы прошлого века. Провал наступления и многотысячные потери скрыть не удастся.
Предваряя вопросы: ядерным оружием тоже бряцать не стоит. Это уже будет не какой-то не понятый Западом казус, а casus belli для всего мира. Тут уж «адекватный ответ» поступит с самых разных сторон.
Так что Кремлю стоит всё это безобразие как можно скорее прекратить. Для своей же пользы.
Ростислав Гольцман