Интересная публикация New York Times.
Надо отметить, что флагман прессы США постоянно уделяет непропорционально много внимания нашей маленькой стране, посвящая Израилю всё новые и новые публикация. И от некоторых, признаться, просто волосы дыбом встают. Как-нибудь я расскажу о таких. Но сегодня я рассказу о том, как Израиль был упомянут в статье, посвящённой Украине.
В большом журналистском расследовании, посвящённом полномасштабному вторжению РФ в Украину, упоминаются две встречи премьер-министра Израиля Нафтали Беннета с президентом РФ Владимиром Путиным. Я посчитал нужным немного дополнить это изложение. Дело в том, что из-за пропуска (либо незнания) определённых фактов авторами статьи в New York Times, читатель получает неточную картину произошедшего. Поэтому я позволю себе добавить несколько штрихов, после чего изложенное в New York Times сразу приобретает ясность и логику.
Рассказывая о первой встрече Беннета с Путиным в ноябре 2021 года в Сочи, авторы материала в New York Times забыли упомянуть причину визита в РФ премьер-министра Израиля, а также, почему этот визит готовился в такой секретности и спешке. Нафтали Беннет и министр Зеэв Элькин, будучи людьми религиозными, устроили блиц-визит в РФ в шабат, что само по себе указывает на многое. Решиться на столь грубое нарушение святости субботы они могли лишь при одном условии: речь шла о спасении человеческих жизней. И цель их полёта в Сочи действительно была именно такой.
Израильская разведка сообщила политическому руководству страны следующее: на исходе ближайшей зимы РФ начнёт полномасштабное военное вторжение в Украину. Естественно, это информация была оперативно передана украинскому руководству. Президент Украины Владимир Зеленский попросил израильтян прозондировать возможность открытия канала прямых переговоров между Москвой и Киевом.
Вот с такой целью Беннет и отправился в Сочи. Что произошло далее, мы можем узнать из публикации в New York Times. Путин играл роль гостеприимного хозяина, пытаясь произвести впечатление на Беннета. Но как только была упомянута Украина, президент РФ впал в ярость. Он не захотел даже выслушать подробности предложения Беннета о возможной встрече с Зеленским. Путин отрезал: «Мне нечего обсуждать с этим человеком. Что он за еврей? Он поощряет нацизм». Так что, несмотря на заверения Элькина, эта встреча закончилась провалом.
Напомню, что после того как Беннет сообщил украинскому руководству о результатах встречи в Сочи, в Киеве… решили не торопиться с подготовкой к войне. Там не стали объявлять военное положение и отказались от приобретения израильской системы ПРО «Железный Купол». Но эта реакция Киева – тема отдельного разговора.
Вторая встреча Беннета и Путина прошла в Кремле 5 марта нынешнего года, то есть через 9 дней после начала полномасштабного вторжение армии РФ в Украину. Авторы и в данном случае не упоминают причину этой встречи. А причина проста: Израиль предупредил, что в нынешних условиях у РФ ещё остаётся шанс прекратить военные действия, не допустив крупных потерь. Израильтяне как никто другой в мире знают, что никакой агрессор не способен победить народ, защищающий свою землю. Израильские добровольцы времён Войны за Независимость или резервисты Войны Судного Дня не были похожи на киношных героев в исполнении Сильвестра Сталлоне или Арнольда Шварценеггера. Но они воевали за свою страну и поэтому громили полчища врага. Это понимали и непредвзятые наблюдатели. Посол США в Израиле Кеннет Китинг 8 октября 1973 года отправил госсекретарю США Генри Киссинджеру телеграмму такого содержания: «С наступлением третьего дня войны, я с уверенностью могу утверждать: Израиль победит». На следующий день Китинг шлёт Киссинджеру новую телеграмму: «Оптимальным для интересов США был бы вариант, при котором Израиль согласится просто на отвод войск Египта и Сирии к линии их дислокации до 6 октября». И это в тот момент, когда и в Вашингтоне, и в Москве были уверены, что Израиль доживает не просто последние дни, а последние часы своего существования. Результат известен.
Это, если верить публикации в New York Times, и пытался Беннет объяснить Путину. У РФ ещё есть шанс приступить к переговорам при условии возвращения к статус-кво на 23 февраля. В таком случае Израиль даже согласен стать посредником в этих переговорах. Путин отметил, что «украинцы оказались крепче, чем мне докладывали. Но война идёт на их территории. А у нас хватит терпения».
Дальше тоже всё известно. И Беннет, и Яир Лапид раз за разом отказывались от предложений стать посредниками в переговорах с Киевом, чем немало разозлили кремлёвское руководство. Но доводы израильских руководителей были просты: вам не удастся продать вчерашний снег. В первые дни и даже пару недель ещё можно было в качестве предварительного условия принять возвращение к статус-кво на 23 февраля. Теперь условие, при котором имеет смысл принимать на себя обязанности посредника, принципиально иное: вывод всех войск РФ со всей территории Украины. Причём всей – это значит всей, в том числе из оккупированных до 23 февраля 2022 года районов Донецкой и Луганской областей, а также АР Крым. Но «кремлёвские мечтатели» почему-то уверены, что все должны признать аннексию РФ украинских территорий.
Конечно, в мире достаточно желающих побыть миротворцами за чей-то счёт. Только Израиля среди них нет. Нам достаточно того, сколько есть желающих побыть миротворцами за нас счёт. С таким опытом не поспоришь. Это тоже стоило бы упомянуть в публикации New York Times. Но в этом издании царят другие идеи. Как-нибудь я обязательно расскажу и о них.
Ростислав Гольцман
на фото: президент РФ Владимир Путин