Поэтому итоги переговоров об освобождении заложников будут известны в самый последний момент.
Я очень хочу разделить оптимизм американцев и катарцев, заявивших, что для заключения договора об освобождении части заложников осталось уточнить считанные подробности. Очень хочется верить, что это действительно так.
Главное, что нужно помнить: не нужно самих себя загонять в какие-то предварительные рамки. Следует оставлять себе полную свободу действий. И понимать, с кем мы имеем дело.
Отказ от заключения сделки в последний момент – обычная тактика арабской стороны. Они всегда стремятся протоколировать ваши уступки, чтобы потом требовать «возобновления переговоров с точки, на которой они были прерваны». Так что не стоит торопиться с выводами и ждать, что нечто произойдёт прямо сейчас.
Слишком много посредников: американцы, катарцы, сейчас ещё и египтяне сообщили, что хотят подключиться. Казалось бы, всё отлично. Возможно, но при ведении таких переговоров, чем меньше посредников – тем лучше. Идеально – напрямую, без посредников. Такой возможности при переговорах с террористами нет, поэтому лучше один посредник. Как были египтяне при переговорах об освобождении Гилада Шалита. Да и так можно было обойтись без посредников. Махмуду А-Захару давали гарантии неприкосновенности, но убийца, чьи руки по локоть в крови, предпочитал не рисковать.
От лица ХАМАС в Катаре ведут не те люди, которые принимают решение. Всё, о чём они договорились, отправляется на утверждение главарю террористов Ихье Синуару. Понятно, что это тоже занимает время. Пока что-то будет передано в бункер Синуара, пока оттуда получат ответ, пока ответ дойдёт до Катара – всё это то самое драгоценное время. Но и это не самое сложное.
Главная сложность: сам Ихье Синуар. Когда все говорят, что сделка в его интересах, ведь он получит то, чего давно просил: паузу в ведении военных действий и поставки гуманитарных грузов. Это так, но последнее, на что стоит надеяться, так это на логику в действиях главаря террористов. Синуар – клинический психопат. У него собственная извращённая логика, понять которую сложно, если вообще возможно.
Так что ситуация многим сложнее, чем кажется со стороны. Продолжим ждать результатов.
Ростислав Гольцман
На фото: премьер ХАМАС Ихье Синуар