Начало парламентской сессии ознаменовалось провалом оппозиции.
Хотя запланировано было иначе. Представьте: под стенами Кнессета бушует многотысячная (ну ладно, просто многолюдная) толпа. В зале пленарных заседаний при каждом выносе вотума недоверия на скамьи оппозиции перебегают Айзенкот, Ганц или хотя бы Дери. В результате – падение действующей коалиции. Однако вместо триумфа вышел конфуз.
Даже не знаю, что стало тому основной причиной: требование прокурора в Гааге выдать распоряжения на арест премьер-министра Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта; реакция на это израильской оппозиции в диапазоне от невнятной до неумной; или просто нежелание определённых политиков выглядеть в лучшем случае – дураками, а в худшем – подлецами.
Требование прокурора в Гааге меня не удивило. Равно как и не удивило то, что человек, считающий себя юристом, легко уравнивает агрессора и жертву агрессии. Другого уровня «специалисты» вряд ли нужны в Гааге. Вот только накладочка вышла. Израиль, равно как и, например, США, полномочий этого странного суда не признаёт. Так что своими тупыми требованиями и решениями эта позорная контора может… ну… обклеить стены под обоями.
По-умному, израильские оппозиционеры, после такой наглой выходки в Гааге, должны были временно отозвать свои вотумы недоверия. Конечно, не для того, чтобы «сплотиться вокруг национального лидера». Эта «лексика» хоть и не из Гааги, но тоже гадость. Просто надо было показать, что самозваному судилищу здесь ловить нечего. Это Милошевича сдали политические противники, в надежде завоевать чьи-то (интересно, чьи?) симпатии. Вот только и у них ничего не вышло. Милошевич как-то странно и очень уж таинственно умер в тюрьме Гааги. Умер Милошевич до суда, а значит, без доказанной вины, что сделало его едва ли не святым, а его противников – подручными тёмных сил.
Я не могу себе представить подобных действий в Израиле. Так что оппозиционерам стоило бы просто взять паузу и вернуться к своим вотумам примерно через неделю. Повторюсь, это если по-умному. Но наши оппозиционеры решили позориться до конца. Хотя и не обязаны были этого делать. Ну да ладно, как известно: охота пуще неволи.
Сначала было невнятное выступление главы партии НДИ Авигдора Либермана, где он пришёл к гениальному выводу: без американцев нам теперь не справиться. Точнее было бы сказать, что это американцам без нас не справиться. Признание вины израильтян в «геноциде» или «чрезмерном применении силы» сразу становится признанием преступными миротворческих операций США и их союзников (подробнее об этом в статье «Американцам стоит задуматься»). И уж совсем глупо высказался лидер оппозиции и председатель партии «Еш Атид» Яир Лапид. Лапид назвал требование прокурора в Гааге внешнеполитическим провалом, в котором обвинил… Нетаньяху. Понятно, что в случае с Лапидом сложно ждать каких-то экзистенциальных откровений. Но в данном конкретном случае и он мог бы понять, что принятие этого требования стало бы шагом к превращению Израиля в страну-изгоя.
Хорошо, ляпнули наши оппозиционеры, что подсказало им их оппозиционное сердце (или ещё какой орган, но точно не мозги) – и, казалось бы, хватит. Но нет. Они отправились в зал пленарных заседаний Кнессета на голосование по вотумам недоверия. Они ведь были уверены, что страна находится накануне развала правящей коалиции. Ведь для этого оставалось, как думали оппозиционеры, совсем чуть-чуть.
Их лозунг звучал так: «64 мандата – это не лицензия на разрушение государства!». То есть ожидалось, что в лагерь уже не оппозиционеров, а триумфаторов перебегут буквально несколько депутатов – и дело в шляпе! Но не получилось ничего у наших оппозиционеров, и вместо намечавшегося триумфа они «триумфально» сели в калошу.
Единственное, что может успокоить оппозиционеров: никто против их вотумов недоверия не голосовал. Просто некому было. Покинув зал пленарных заседаний, подавляющее большинство депутатов оставило оппозиционеров наедине с их странными играми в вотумы недоверия. Не нужно думать, что даже в этом случае оппозиция собирала хотя бы 56 голосов. Один за другим вотумы недоверия, предлагавшиеся партией Труда, «Еш Атид» и блока ХАДАШ-ТААЛ (чудны дела Твои, Господи) набирали от 31 до 35 голосов. Почему? Потому что вместе с членами коалиции зал заседаний покинули и депутаты, руководствовавшиеся не мелким политиканством, а простой человеческой порядочностью. Так эту мысль сформулировал лидер правых государственников Гидон Саар (вот уж кого невозможно заподозрить в хорошем отношении к Нетаньяху), объяснивший, что в связи с требованием прокурора Международного уголовного суда в Гааге подать запрос на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта, его фракция не будет принимать участия в голосовании по вотуму недоверия правительству.
Вот таким конфузом начали очередную парламентскую сессию наши оппозиционеры. Честно говоря, это не радует. Наличие сильной оппозиции – естественное состояние здоровой демократии. А у нас… Ладно, не будем торопиться с выводами. У нас ещё всё лето впереди.
Ростислав Гольцман
на фото: Гидон Саар