Биньямин Ганц со своими государственниками покинул правительство, а Итамар Бен-Гвир со всей своей еврейской мощью пообещал голосовать в поддержку правительства.
Так спокойно разошлись пути двух политических сил страны, потому что для одной была важнее победа над врагом, а для другой – победа на выборах. Не знаю, насколько этот шаг Ганца скажется на предвыборной динамике, но на устойчивость коалиции не повлияет никак.
В данном случае, скорее только укрепит. Пример Бен-Гвира – яркий, но не единственный. Теперь за Нетаньяху ультра-ортодоксы будут держаться не только обеими руками, но и зубами. Прежняя надежда ультра-ортодоксов – Ганц – их попросту предал. Ганц подготовил для электората ШАС и Объединённого еврейства Торы идеально подходящую им трактовку Закона о призыве в армию. Более того, Ганц провёл её в предварительном и первом чтениях. Но когда пришло время принять этот закон во втором и третьем чтениях, Ганц внезапно (для ультра-ортодоксов, разумеется) отказался от этого законопроекта. Так что теперь все свои надежды ультра-ортодоксы связывают только с Нетаньяху.
Значит ли это, что парламент примет предложенный фракцией государственников законопроект о досрочном роспуске Кнессета? Если исходить из арифметики, то нет. Коалиция сохраняет простое большинство. Если верить газете «Гаарец», то обязательно примет. Почему? Потому что, по мнению «Гаарец», Нетаньяху любит предвыборное время, когда правительство, во временном статусе, может творить что угодно.
Тут коллеги что-то путают. Понимаю, два ведущих политика страны носят имя Биньямин, но это не значит, что утверждение «Гаарец» верно. Это Ганц, вместе с Лапидом, в предвыборный период в рамках временного правительства передали Ливану нефтегазовое месторождение и часть принадлежащих Израилю территориальных вод. Просто так, без компенсаций и без всякого обсуждения и голосования в Кнессете. Об этом подарке Хизбалле помнят все. Ганц предпочитает о нём молчать. Лапид оправдывается, как лучше бы он этого не делал. Хотя бы потому, что политику противопоказано выставлять себя на посмешище.
Нетаньяху себе подобных вольностей не позволяет и об этом хорошо знает его электорат. Однажды это стоило ему потери кресла премьер-министра. Пусть даже всего на полтора года, но пример получился убедительным. Помните, это было, когда Нетаньяху пообещал своим избирателям распространить действие израильского законодательства на территории в Иудее и Самарии. Нетаньяху не сделал этого, что и стало триггером прихода к власти «коалиции перемен». Так что обозреватели «Гаарец» очевидно что-то путают. И это плохо, ведь создавая «виртуальную реальность», наносится вполне реальный удар по нашей жизни. Какой? Сейчас только ленивый не рассказывает о засилии в политике религиозных. Посмотрите на это правительство, говорят они: половина в головных уборах! И кого вы предлагаете в этом обвинить? Сразу после выборов Нетаньяху предложил Ганцу, Лапиду и Либерману создать правительство без участия религиозных партий. И что сделали эти борцы с религиозным засилием? Правильно – отказались. Так что после этого создавать новую «виртуальную реальность», чтобы с ней героически бороться, всё-таки не стоит.
Так что воспользуемся классическим журналистским штампом: будем следить за развитием событий.
Ростислав Гольцман