Подразделения ЦАХАЛ в четвёртый раз в истории вышли на берег реки Литани.
Форсировали эту речку лишь однажды. Завершилось это взятием Бейрута. В Бейруте тогда пробыли год. Оттуда израильских телезрителей веселили Мони Мошонов и Гиди Гов в юмористической программе «Это всё!» (זהו זה). Этот год в Бейруте прожил известный израильский востоковед Эхуд Яари. На этот раз до Бейрута мы не дошли.
Напомню, что АТО «Литани» была проведена в 1978 году. Тогда в Южном Ливане хозяйничала ещё не Хизбалла, а изгнанный королём Хусейном из Иордании ФАТХ Ясира Арафата. После совершённого его боевиками теракта на Прибрежном шоссе теракта (39 девять погибших, более 70 раненых, большинство пострадавших – дети) («7 октября» того времени), по приказу правительства ЦАХАЛ провёл крупномасштабную АТО. В мгновенье ока израильская армия дошла до реки Литани и захватила переправу, но тут уже вмешалось мировое сообщество. Израильтянам добить боевиков Арафата не дали. Совбез ООН принял резолюцию №1559, содержащую требование разоружения всех иррегулярных формирований. Единственной легитимной вооружённой силой объявлялась армия Ливана. Для обеспечения выполнения норм резолюции №1559 в Южный Ливан были введены войска ООН (UNIFIL). Части ЦАХАЛ были отведены на территорию Израиля (вам это что-то напоминает?).
Как это часто бывает, резолюция Совбеза ООН осталась в ранге добрых пожеланий. Боевики ФАТХ спокойно вернулись в Южный Ливан, где, при полном попустительстве UNIFIL, начали террор против местного христианского населения и продолжили антиизраильские действия. После покушения в Лондоне на израильского посла Шломо Аргова, совершённого боевиками начальника генштаба ФАТХ Абу Нидаля в 1982 году, по приказу правительства ЦАХАЛ начинает АТО «Мир Галилее». Можно сказать, что эта операция достигла своей цели хотя бы потому, что за время её проведения Галилея действительно была в безопасности: не было ни обстрелов, ни терактов. Правда, реку Литани подразделениям ЦАХАЛ пришлось форсировать и дойти до Бейрута, где ФАТХ был разгромлен. Под давлением мирового сообщества, Арафату с его боевым гаремом под названием «отряд 17» (по количеству оставшихся с ним боевиков) дали уйти. Приютил беглого убийцу с соучастниками Тунис. Там политического и финансового банкрота боевики подкармливали словленной в море рыбкой. Ждали лучших времён. С соглашениями Осло Арафат этих времён дождался, но это было ещё через 10 лет.
Пока же, через год, после окончательного разгрома ФАТХ, ЦАХАЛ ушёл из Бейрута. Израильские части остались только в Южном Ливане, чтобы защитить местное христианское население. Было ясно, что на UNIFIL надежды нет.
Под давлением всё того же мирового сообщества ЦАХАЛ в 2000 году покинул Южный Ливан. UNIFIL гарантировал безопасность местным христианам. Но они знали, что их ждёт после прихода Хизбаллы. Те, кто не успел бежать, были убиты. Кто успел, сначала перебрался в Израиль. Здесь кто-то остался, но большинство уехало как можно дальше: Австралия, Бразилия, Франция…
С захватом Южного Ливана Хизбаллой возобновились теракты в приграничной зоне и обстрелы израильской территории. В 2006 году началась полномасштабная ливанская агрессия. ЦАХАЛ вновь перешёл границу и с боями дошёл до реки Литани. Вновь вмешалась прогрессивная общественность, а Совбез ООН принял резолюцию №1701, требовавшую отвод войск Хизбаллы за реку Литани и разоружение всех иррегулярных формирований. Единственной легитимной вооружённой силой объявлялась армия Ливана. Для обеспечения выполнения норм резолюции №1701 в Южный Ливан были введены войска ООН (UNIFIL). Части ЦАХАЛ были отведены на территорию Израиля.
Естественно, арабские террористы не стали выполнять и эту резолюцию Совбеза ООН. Поэтому по приказу правительства ЦАХАЛ вновь перешёл границу с Ливаном и с боями дошёл до реки Литани. Здесь наша армия остановилась.
Видимо, вновь в ожидании лучших времён прогрессивная общественность занимает позу страуса.
Ростислав Гольцман