Для Израиля стало неожиданностью слишком быстрое обрушение фронта правительственных войск в Сирии.
Силы вооружённой оппозиции продолжили активное продвижение на юг Сирии в первую очередь потому, что правительственные войска и поддерживающие режим Башара Асада вооружённые милиции покинули свои позиции.
Объективно, ещё вчера утром ситуация для режима Асада не казалась безнадёжной. В Сирию вступили бежавшие из Ливана две тысячи боевиков Хизбаллы, готовые поддержать правящий режим. Но в течение дня правительственные войска и поддерживающие режим милиция стали оставлять свои позиции. Так получилось, что единственной вооружённой силой на пути вооружённой оппозиции стала военная база ООН на границе с Израилем.
В результате вооружённые ополченцы напали на блокпост войск ООН в районе Кафр Хадер, на границе с Израилем по направлению к Мадждаль Шамс. Израильская армия была вынуждена вмешаться и помочь войскам ООН отбиться от этого нападения. Надо отметить, что ещё в пятницу ЦАХАЛ начал подготовку к тому, чтобы адекватно реагировать на новый уровень угроз на северной границе.
Напомню, что предыдущий этап гражданской войны в Сирии завершился тем, что при поддержке своих союзников по разрешению кризиса (Иран, РФ и Турция) правительственные войска установили контроль над большей частью территории. Союзники разделили Сирию на сферы собственного влияния. Часть своей сферы влияния Турция поставил под свой прямой вооружённый контроль (проще говоря: оккупировала).
С кем сейчас может проводить консультации Израиль? С Москвой? Войска РФ сворачивают своё присутствие в Сирии, российский флот покинул Тартус. С Анкарой? Консультации между военными продолжаются, но главным остаётся президент Эрдоган – и это тоже сводит многие усилия на нет. С Тегераном? Давайте тогда уж сразу перейдём к разговорам о погоде.
Ещё в пятницу ЦАХАЛ провёл учения на севере Иорданской долины и юге Голанских высот. Были задействованы крупные силы сухопутных войск и ВВС. Отрабатывались возможные действия армии при трёх вариантах развития событий: непреднамеренные обстрелы израильской территории в результате боевых действий противоборствующих сил на территории Сирии; прорыв границы под прикрытием «сирийских беженцев»; прямые агрессивные действия противоположной стороны, включающие наземные атаки, ракетные удары и удары ВВС. Пресс-служба ЦАХАЛ сообщила: «Силы ЦАХАЛ развернуты вдоль границы, они следят за развитием событий и готовы ко всем сценариям, как наступательным, так и оборонительным. Армия не потерпит угроз вблизи израильской границы и предотвратит любую угрозу Государству Израиль».
Уровень боеготовности 210-й дивизии «Башан» поднят до максимального. Как сообщает пресс-служба армии, в приграничные районы перебрасываются дополнительные подразделения. Инженерные войска воздвигают новые фортификационные сооружения.
За рубежом Башар Асад считается отыгранной картой.
Руководство Иордании и Египта настоятельно рекомендуют Асаду покинуть Сирию и создать правительство в изгнании.
Главы МИД Ирана, РФ и Турции провели вчера совещание в Дохе. Высказывания по итогам встречи имели лишь декларативный характер. Свои войска в Сирии на ранее оккупированных территориях оставляет только Турция. РФ выводит свои войска, включая ЧВК. Иран активно эвакуирует войска, подразделения КСИР и даже сотрудников своего посольства в Дамаске. Конечно, эти действия наносят серьёзный имиджевый урон РФ и Ирану. Wall Street Journal указал, что уход союзников режима Асада «сродни бегству американцев из Сайгона». Но, справедливости ради, когда Кремлю или режиму аятолл были важны имиджевые издержки?
Прямо и категорично высказался избранный президент США Дональд Трамп, не оставив места для каких-то иных толкований: «В Сирии творится бардак, она не наш друг, и США не должны иметь с ней ничего общего. Это не наш бой. Пусть все идет своим чередом. Не вмешивайтесь!».
Нашим руководителям наверняка тоже хотелось бы сказать что-то подобное. Но США и РФ находятся далеко, а сирийская вооружённая оппозиция ведёт бои в непосредственной близости от нашей границы. Так что нам в любом случае придётся вырабатывать собственную линию поведения.
Ростислав Гольцман
На фото: президент США Дональд Трамп «Это не наш бой»