Вчерашний день принёс несколько интересных новостей.
В Омане прошёл очередной тур переговоров между США и Ираном. Хуситы предприняли две неудачные попытки обстрела Израиля. В порту города Бандер-Аббас на юге Ирана прогремел взрыв, пострадали примерно 500 человек. Сирия обратилась с просьбой присоединиться к Соглашениям Авраама и готова гарантировать безопасность Израиля.
Перед очередным раундом переговоров иранцы публиковали едва ли не победные реляции. Никто им не запретит продолжать обогащение урана! И якобы американцы на это согласились. Так что, зачем вообще после этого встречаться – неясно. Президент США Дональд Трамп так сформулировал задачи переговоров в интервью журналу Time: «Можно достичь соглашения без удара. Я надеюсь, что мы сможем это сделать, но, возможно, нам всё же придётся нанести удар. У Ирана не будет ядерного оружия». Короче, иранцы отправились на переговоры. Хуситы, подстрекаемые Тегераном, возобновили попытки ракетных обстрелов территории Израиля. И тут что-то пошло не так.
Внезапно произошёл мощный взрыв в порту Шахид Раджаи города Бандер-Аббас на юге Ирана. Иранские СМИ сообщают о полутысячи пострадавших и пяти погибших. Сразу многим вспомнился подобный инцидент в этом же порту, произошедший в 2020 году. Тогда это происшествие связывали с израильской кибер-атакой. Сейчас сложно сказать, что на самом деле произошло. Возможно, кто-то курил в неположенном месте. Не там, но вовремя.
Новый режим Сирии предпочитает не ждать подобных инцидентов, чтобы потом не гадать, из-за чего они могли произойти. Как сообщает агентство Reuters, правительство А-Шара передало администрации Белого Дома четырёхстраничную декларацию. Тема декларации: отмена американцами антисирийских санкций. Ради этого, как сказано в декларации, новый сирийский режим обязуется никоим образом не создавать каких-то угроз Израилю.
В этой декларации есть и много другого интересного. Например, что Сирия готова, вместе с Иорданией и США, воевать с Исламским государством (ИГИЛ). Вместе с иностранными инспекторами разыскивать склады химического оружия, с целью его утилизации. Создать комитет по борьбе с террористическими группировками. Просто нам интересно другое – то, что связано с Израилем. Сирия хочет присоединиться к Соглашениям Авраама. А условие присоединения к этому блоку: признание Израиля. Возможно ли это? Не знаю, но факт в том, что в отличие от режима Асада, правительство А-Шара ещё не высказывало претензий по поводу Голанских высот. Это тем более интересно, что в своей прежней «реинкарнации» А-Шара носил партийную кличку Аль Джулани, а «Джулани» – это и есть наши Голаны.
Пока делегация высокопоставленных представителей друзской общины Сирии прибыли в Израиль, чтобы посетить могилу пророка Шуайба недалеко от Тверии. В этой поездке делегацию сопровождал лично командующий Северным округом полиции Меир Элиягу.
Кстати, как заявляют ливанские лидеры, излишний «оптимизм» Ирана приводит к тому, что Хизбалла внезапно ужесточает свою позицию на переговорах с правительством о разоружении. Лидеры различных ливанских партий требуют, чтобы «монополия на оружие» была только у вооружённых сил Ливана. Так выразился лидер партии «Ливанские силы» Самир Джаджа.
Я же хотел бы обратить внимание на слова лидера партии «Свободное патриотическое движение» Жебрана Басила. Басил также продекларировал: «Мы поддерживаем монополию армии на оружие». При этом ещё более интересно то, что он сказал далее: «Это не означает, что мы поддерживаем Израиль». И именно это дорогого стоит.
Иорданцы, ливанцы, сирийцы и представители других стран Ближнего Востока наконец-то в массе своей приходят к единственно правильному выводу. Израиль как выдержал почти 80-летнее противостояние с арабским и мусульманским миром, так выдержит и дальше. А террор исламистов является угрозой, прежде всего, для самих жителей Ближнего Востока. Так что ликвидация экстремистских группировок является их персональным интересом.
Ростислав Гольцман