Материал телеканала Корпорации общественного вещания Кан 11 внезапно дал ответы на серию животрепещущих вопросов.
И во времена судов над Нетаньяху, и в истории с назначением нового начальника ШАБАК, прогрессивная общественность не устаёт задавать один и тот же вопрос: как может человек, находящийся под следствием, принимать судьбоносные решения? Оказывается, может.
В эфире телеканала Корпорации общественного вещания Кан 11 политический обозреватель Аяла Хасон поделилась интересной информацией. Оказывается, Авихай Мандельблит до сих пор находится под следствием. Иными словами, он находился под следствием и в то время, когда принимал судьбоносные решения в должности юридического советника правительства. В частности, это касается решений по поводу расследований в отношении Биньямина Нетаньяху и назначения на должность государственного прокурора Амита Айсмана. И никакого конфликта интересов при этом не ощущалось.
В 2010 году, в преддверии назначения нового начальника Генштаба ЦАХАЛ, в прессе начинает твориться что-то несусветное. Кандидатом на утверждение в должности начальника Генштаба являлся генерал-майор Йоав Галант. Внезапно в прессе появляется материал о том, что для продвижения Галанта задействована целая пиар-кампания. Газета «Маарив» публикует серию материалов о том, что Галант в своём посёлке захватил целые участки общественных земель.
Чтобы не влезать в ненужные споры, Галанта оперативно отправляют в отставку, а на должность начальника Генштаба ЦАХАЛ, с присвоением очередного звания генерал-лейтенант, назначают Биньямина Ганца. По мнению руководства, хоть Ганц не является крупным военным теоретиком, но при этом – безупречный исполнитель. К тому же, пресса к нему никаких претензий не имеет.
Едва ли не на следующий день после вступления Ганца в должность, выясняется, документ, опубликованный в качестве плана пиар-кампании по продвижению Галанта, является неким фантастическим рассказом полковника Боаза Арпаза. В публикациях газеты «Маарив» тоже оказывается мало правды. Чтобы в этом убедиться, можно было просто обратиться в райсовет и посмотреть планы разделения земельных участков.
Дальше – больше. Оказалось, что недопущение назначения начальником Генштаба Галанта было целиком спланированной акцией, подготовленной и проведенной группой высших армейских чинов. Один из них – главный военный прокурор Авихай Мандельблит. Мандельблит оказывается под следствием и вынужден срочно демобилизоваться из армии в 2011 году.
Буквально через два года премьер-министр Биньямин Нетаньяху начинает поиск нового секретаря правительства вместо уходящего в отставку Цвики Хаузера. На эту должность ищут человека, способного реагировать на попытки иностранных государств начать судебное преследование израильских военнослужащих.
Лучшим кандидатом на эту должность кажется Мандельблит: доктор юриспруденции, специалист в области международного права, хорошо знакомый со спецификой военных действий ЦАХАЛ при борьбе с террористами.
На напоминания о том, что Мандельблит находится под следствием, Нетаньяху отвечает: пока не было решение суда – человек ни в чём не виновен, а то, что отменить любое назначение будет достаточно начать следствие даже по самому пустяковому вопросу.
В 2016 году Нетаньяху, по тем же причинам, выдвигает кандидатуру Мандельблита на пост юридического советника правительства. Это предложение вызывает уже настоящий гнев: если Мандельблит всё ещё под следствием, то налицо вопиющий конфликт интересов. Рассмотрение данного вопроса доходит до Верховного Суда (БАГАЦ). На заседании БАГАЦ один из судей заявил истцам, что, насколько ему известно, следствие по делу Мандельблита закрыто из-за отсутствия в его действиях состава преступления. Присутствовавший на этом заседании государственный прокурор Шай Ницан никак не прокомментировал эти слова судьи. То есть он не возражал, а просто промолчал. Назначение Мандельблита было утверждено. В этой должности он развернулся на полную катушку. Только не в том вопросе, ради которого назначали Мандельблита.
Вопрос защиты израильских политиков и военнослужащих до сих пор актуален и ордера на арест Нетаньяху и Галанта, выданные судилищем в Гааге, тому печальное подтверждение. А вот в других вопросах Мандельблит проявил завидную активность. Например, санкционировал расследования против Нетаньяху и проводил назначения на ключевые посты в прокуратуре.
Возможно, поэтому государственный прокурор Амит Айсман отказался комментировать материал Аялы Хасон. Ещё бы! Ведь Айсман – это тоже назначение Мандельблита. Причём, во время следствия по делу Мандельблита, длящегося до сих пор. И при этом – никакого конфликта интересов!
Интересно, что в своё время была предана гласности неизвестно кем сделанная аудиозапись разговора Мандельблита с женой. В этой записи, помимо всего другого интересного, можно услышать, как Мандельблит говорит жене о том, что государственный прокурор Шай Ницан «держит его за горло». Интересно, что же это может значить? Ума не приложу.
Ростислав Гольцман
На фото: Авихай Мандельблит в бытность главным военным прокурором