В Вашингтоне парафирован договор об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой.
Ключевым в новом варианте заключения договора стало предложенное президентом США Дональдом Трампом решение вопроса «Зангезурского коридора» в рамках его программы TRIPP – «Маршрут Трампа для международного мира и процветания».
По большому счёту, договор в общих чертах был готов и ранее. Камнем преткновения для его подписания оставались два пункта: декларативное сохранение Нагорного Карабаха в качестве армянской территории в конституции Армении и Декларации о независимости Армении и вопрос «Зангезурского коридора» – дороги, соединяющей основную территорию Азербайджана с входящей в Азербайджан Нахичеванской Автономной республикой.
Армянская сторона долгое время просила не обращать внимания на указанное в конституции и Декларации о независимости, воспринимая это как некую абстрактную мечту. Понятно, что какой-то абстракции и конституционных документах быть не может. Подобная мечта может стать только причиной новых войн. Со временем, данное препятствие было преодолено.
Интересно, что всем казалось иначе: вопрос «Зангезурского коридора» решится быстрее и проще, чем ситуация с изменениями в конституции Армении. Хотя бы потому, что вопрос «Зангезурского коридора» был уже обговорен и о необходимости выполнения этих договорённостей напоминал даже глава МИД РФ Сергей Лавров. Но именно здесь и возникли сложности. Армянская сторона вдруг заявила, что начало эксплуатации «Зангезурского коридора» создаёт для неё стратегическую угрозу, так как обеспечивает прямое наземное сообщение Баку – Анкара.
Трамп, в рамках его программы TRIPP, предложил такое решение: американская аренда «Зангезурского коридора» на 99 лет, придающая особый статус данной магистрали вместо некоего азербайджанского анклава на армянской территории.
Договор об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой парафирован (то есть, подписан инициалами глав договаривающихся сторон) в Белом Доме. Теперь осталось дождаться главного: официального подписания соглашения.
Ростислав Гольцман
|