Сегодня пройдёт совещание с участием премьер-министра Биньямина Нетаньяху, министра обороны Исраэля Каца и начальника Генштаба ЦАХАЛ генерал-лейтенанта Эяля Замира.
Состав участников совещания не оставляет сомнений в том, что будут рассматриваться вопросы, связанные с национальной безопасностью. Возможно, будут принятые важные решения. В то же время израильтяне могут спокойно наслаждаться мирной жизнью.
Конечно, проще всего остаться на уровне рассуждений аналитиков телеканала Кешет 12 и говорить, что всё дело в Каце. Якобы министр обороны исключительно из сообщений СМИ узнал о выводах комиссии под руководством генерал-майора запаса Сами Турджемана по расследованию провала 7 октября 2023 года и последовавших затем оргвыводах. Эта версия звучит странно хотя бы потому, что сам Кац говорил о персональной ответственности начальника военной разведки АМАН Аарона Халива, командующего Южным округом Ярона Финкельмана и начальника оперативного отдела Генштаба Одеда Басюка. Так что персональные выводы по поводу этих лиц вряд ли вызвали удивление, и уж тем более протест министра обороны. Приостановка на месяц утверждения новых назначений в армии также выглядит оправданной мерой.
При этом по-прежнему вызывает беспокойство ситуация в Ливане. Сразу напомню: последнее, чего нам нужно опасаться – так это хотя бы какого-то «ответного удара» из Ливана. Об этом любят кричать представители Хизбаллы, но, как правило, не ближе, чем из Тегерана. Ближе открывать рот в сторону Израиля они не решаются. А уж предоставить Израилю полноценный casus belli в виде своей «акции возмездия», для них – самоубийство.
Так в чём же причины израильского беспокойства? Их наиболее точно описал в Асунсьоне на совместной пресс-конференции с главой МИД Парагвая министр иностранных дел Израиля Гидон Саар: «Пока Хизбалла остаётся сильнейшей военной силой в Ливане, у Израиля нет безопасности, а у Ливана – будущего. Мы хотим, чтобы правительство Ливана выполнило своё решение и разоружило Хизбаллу. Но правда в том, что это происходит только в минимальном объеме, и фактически Хизбалла вооружается быстрее, чем её разоружают». И в этом Саар, к сожалению, абсолютно прав.
Больше шансов на то, что Зеленский и Трамп до ближайшего четверга, 27 ноября, договорятся о принятии условий Путина по прекращению огня в Украине, чем на то, что ливанская армия разоружит Хизбаллу до 1 декабря, как это было оговорено в соглашении о перемирии между Ливаном и Израилем.
Что же последует дальше? Возобновление полноформатных военных действий, которые могут вылиться в форсировании реки Литани и марша израильских танков на Бейрут? Или очередная попытка дать правительственным войскам Ливана дополнительное время на разоружение Хизбаллы? Или уступить место американцам, чтобы они выдвинули ливанцам ещё один «самый строгий ультиматум»?
Вот это и придётся сегодня обсудить израильскому высшему политическому и военному руководству. 1 декабря – это ближайший понедельник. Времени осталось совсем мало.
Ростислав Гольцман
На фото: глава МИД Израиля Гидон Саар