Так решили в оппозиции.
Оппозиционные силы чётко сформулировали, при каких условиях у них есть возможность прийти к власти. Во-первых, максимально консолидироваться, чтобы не допустить распыления голосов. Во-вторых, заставить премьер-министра Биньямина Нетаньяху не только отказаться от власти, но и уйти из политики.
Это наиболее коротко и ёмко объяснил в своём аккаунте в сети Х бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. Беннет чётко увязал амнистию действующего премьера с обязательством Нетаньяху уйти из политики. Казалось бы, неужели мало просто отставки? В данном случае, Беннет реально оценивает ситуацию
Что такое отставка Нетаньяху? В настоящий момент – практически ничего. В любом случае, очередные парламентские выборы пройдут в наступающем году. Если они из-за отставки Нетаньяху станут на полгода раньше «внеочередными», принципиальной разницы это нести не будет. Возможно, даже парадоксальным образом послужит ещё больше устойчивости правительства. Потому что мучиться с принятием бюджета тогда не придётся.
Трудно сказать, сможет ли Беннет убедить президента Ицхака Герцога увязать амнистию с уходом из политики Нетаньяху. Поэтому в оппозиции активно трудятся с целью достижения единства рядов.
Недавно присоединившийся к партии Яира Лапида «Еш Атид» отставной генерал Ноам Тибон призвал лидера государственников Биньямина Ганца не участвовать в ближайших выборах, чтобы не разбазаривать голоса сторонников оппозиционных сил. При этом лидер исламистов Мансур Аббас заявил, что именно его партия свергнет нынешнее правительство.
В «Еш Атид» недовольны результатами последних опросов общественного мнения. Опросы однозначно указывают на то, что партия Лапида то ли с трудом преодолеет электоральный барьер, то ли вовсе не пройдёт в Кнессет. Наконец-то поняв, что дело здесь не в происках ненавистного Нетаньяху, однопартийцы Лапида стали искать врагов в рядах оппозиции. И нашли! Оказалось, что голоса у Лапида отнимают государственники Ганца.
В стане государственников слова Тибона были восприняты спокойно. От имени штаба Ганца было распространено следующее заявление: «Ноам Тибон уже подписывал письма с призывами к отставке Бени Ганца, а потом он приходил, просил прощения и место в нашем списке. Рекомендуем ему идти в бой с противником, а не стрелять по своим».
Справедливости ради надо отметить, что в среде самих государственников тоже бытует идея о непродуктивности разбазаривания левых голосов. Просто там предлагают другой путь: не отказ от выборов, а объединение левых сил. Как было во время создания Бело-Голубого движения, объединившего в своё время партии Ашкенази, Лапида и Яалона под руководством Ганца.
Один из основателей Бело-Голубого движения, сегодня являющийся депутатом от партии Ганца, Хили Трупер заявил, что стоит подумать об объединении левых группировок. В противном случае, Трупер будет готов перейти в другую партию. В последнюю угрозу верится слабо, ведь по закону в случае ухода из партии Ганца, Трупер не сможет принять участие в ближайших выборах в составе другой партии. Баллотироваться ему придётся только во главе какой-то новой «собственной» партии. Так что, скорее всего, Трупер агитирует за объединение, чтобы максимально сохранить поддержку оппозиционных сил.
Трупер настаивает на чисто дружеских мотивах его встреч с решившимся вновь баллотироваться в парламент Нафтали Беннетом, создавшим новую партию Гади Айзенкотом и возглавившим «Партию резервистов» Йоазом Генделем. Однако в свете последних событий это больше напоминает попытку создания единого блока.
А вот на заявление лидера исламистов Мансура Аббаса стоит обратить более серьёзное внимание. Лидер исламистской партии РААМ заявил, что «ни Нафтали Беннет, ни Яир Лапид не были первыми, кто сидел с Мансуром Аббасом, приглашали его в резиденцию премьера на Бальфур, проводили с ним несколько заседаний, вели переговоры и придавали легитимность. Политическую легитимность в прошлом созыве я получил именно от Биньямина Нетаньяху. Мы вели переговоры, провели несколько встреч. Он давал обещания и говорил о другом видении, о другом уровне еврейско-арабского партнерства, на самом высоком уровне правительства и коалиции и вообще в Израиле». Почему же сейчас Аббас настолько разочарован в Нетаньяху, что даже готов победить Ликуд на выборах? Дело в том, что после того как не только в Европе и Америке, но и в ряде арабских стран движение Братьев-мусульман было объявлено вне закона, Нетаньяху отметил, что «Израиль уже вывел часть организации за рамки закона, и мы работаем над тем, чтобы завершить этот процесс в ближайшее время». А мог ли премьер-министр Израиля сказать что-то иное, если президент Дональд Трамп уже отдал распоряжение о закрытии офисов движения Братьев-мусульман на территории США? Кстати, это вопрос упоминался и во вчерашней телефонной беседе Трампа и Нетаньяху. Да и было бы странно, если бы государство Израиль стало бы едва ли не единственной «курортной зоной» для Братьев-мусульман.
Хотя в той же речи Нетаньяху подчеркнул, что выступает только «против движения Братьев-мусульман и его идей», Аббас решил, что речь идёт именно о его партии. Вот такая интересная «явка с повинной». В рамках подобной парадигмы борьба Аббаса против действующей коалиции на выборах в наступающем году является вопросом политического выживания.
Вот такие интересные оттенки обретают ближайшие парламентские выборы. Это уже даже не левые против либералов, а исламисты против национального характера государства.
Ростислав Гольцман
На фото: Нафтали Беннет