Сегодня прибывает в Израиль специальный посланник президента США Стив Виткофф.
Сегодня в Иерусалиме Виткофф проведёт переговоры с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, недавно вернувшимся из США начальником Генштаба ЦАХАЛ генерал-лейтенантом Эялем Замиром и другими официальными лицами. Эти беседы пройдут на фоне подготовки переговоров представителей США и Ирана в Турции в ближайшую пятницу.
Тематика переговоров обширна. Открытием КПП Рафах второй этап нормализации в Секторе Газа не ограничивается. Пришло время разоружения ХАМАС и вывода из Сектора Газа частей «непримиримой оппозиции». В Ливане всё никак не разоружат Хизбаллу. Продления сроков этого процесса больше не будет. Это, в свою очередь, обозначает, что если Хизбалла не будет разоружена до конца февраля, то перемирие будет разорвано, а Ливан вновь вернёт себе статус агрессора. А с агрессором поступают по законам военного времени. По понятным причинам, одной из основных тем станет Иран.
Как известно, США не требуют изменения или ликвидации существующего в Иране режима. Главная задача остаётся прежней: ликвидация иранской ракетно-ядерной угрозы. Отказ Ирана от ядерного оружия должен идти по формуле отказа Сирии от химического оружия. В Иране должны быть демонтированы и вывезены за рубеж все центрифуги. Также должны быть вывезены для дальнейшей утилизации все запасы урана и тяжёлой воды. Работу по утилизации возьмёт на себя РФ за дополнительную плату. Объекты, созданные российской государственной корпорацией «Росатом» (такие, как атомный реактор в Бушере), переходят под полный и безоговорочный круглосуточный контроль МАГАТЭ.
По оценке обозревателей, на ближайших встречах стороны постараются уточнить общие «красные линии» в переговорах с Ираном. В вопросе ликвидации иранской ракетно-ядерной программы нет места компромиссу. Например, упоминавшаяся в некоторых СМИ Израиля возможность «дать режиму аятолл шанс сохранить лицо» по формуле: ликвидация ядерной программы при сохранении ракетного потенциала.
Израиль не интересует «что с лицом» аятолл. Безоговорочная ликвидация иранской ракетно-ядерной угрозы является ультимативным требованием и обсуждению не подлежит.
Ростислав Гольцман
|